Развитие зон перспективного градостроительного развития в Ялте.

Создана 11 мая 2019 15:40
Просмотров: 606
Развитие зон перспективного градостроительного развития в Ялте.
Развитие зон перспективного градостроительного развития в Крыму
Закон Республики Крым от 7 июля 2017 г. N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории"
Орган, принявший закон: 
Государственный Совет Республики Крым
Действующая редакция: 
27.09.2017.
 
Актуальность оптимизации градостроительного регулирования в Крыму обусловлено спецификой переходного периода в правовое поле РФ.
 
Десять лет назад, в Москве, свои проблемы развития начинали решать с принятия всемосковского Градостроительного кодекса, весьма отличного от тогдашнего ГрК РФ и трудносочетающегося с земельным и имущественным законодательством. Однако, кодекс «покрыл» весь мегаполис «до окраин» и сейчас этот инновационный процесс законотворчества успешно продолжается на высшем уровне, например, в виде Закона №141Ф3, гарантирующего выполнение Закона №14 г. Москвы об осуществлении реновации жилфонда и не только. Общая схема этого процесса понятна: проблема региона и ее осознание в общем контексте - очевидная невозможность решения существующими методами, средствами - административно-правовые решения путем расширения полномочий существующих и (или) создание новых уполномоченных органов, а далее – на усмотрение федерального законодательства.
 
В отличие от «тотального» ГрК Москвы 2008г., в Законе №409 Крыма 2017г. решение локализуется в виде Архитектурно – Планировочных Зон (АПЗ) наиболее проблемных территорий с учетом их ценности в историко – культурном, рекреационном и экономическом значении. Но, с точки зрения полноты охвата региональной проблематики и в соответствии с Порядком внесения предложений для подготовки заключений Градостроительного совета Крыма об отнесении территорий в границах муниципальных образований к территориям зон перспективного градостроительного развития, наверно, следует дополнить данный «реестр» АПЗ участками коммунально – складских и производственных зон, которые занимают до 30-35% площади городской застройки. Прежде всего, это касается основных городов вдоль транспортно – коммуникационной оси Крыма – Керчь, Симферополь, Евпатория.
 
Промышленные, коммунально-складские зоны, участки подъездных путей и магистральных инженерных сетей – это территориальный, ресурсный потенциал городов для развития инфраструктуры обслуживания курортно – туристической отрасли Крыма. И Керчь, и Симферополь, и Евпатория – это своеобразные «хабы» региона и транспортно – логистические узлы пассажирских и грузовых перевозок, в которые интегрируются объекты обслуживания и инфраструктуры, создаются предпосылки для комплексного развития территории и привлечения инвестиций в ближайшей перспективе.
 
Однако, во-первых, за последние 25 лет стагнации производства в Крыму, у собственников участков, на территориях баз санитарно – курортного и автотранспортного сектора, складов и перевалочных баз вспомогательного сегмента, образовались излишки площади, с точки зрения рационального, нормативного и функционального использования имущественных комплексов. Во – вторых, можно предположить, что часть ранее проданных или арендуемых зданий и сооружений не эксплуатируются сегодня согласно целевому использованию участков и разрешенных видов деятельности по законам РФ.
 
Кроме того, мы имеем «сплошь и рядом», например, когда жилой дом или минипансионат находится через забор от территории молокозавода, или АЗС в 10-15м от участка горбольницы, продуктовые рынки устраиваются в малоприспособленных помещениях бывших мастерских сельхозмашин или ГСМ. В третьих, основная часть строений на таких участках не отвечает нормативным требованиям по инженерно – технической, сейсмической, полностью противопожарной и экологической безопасности. Особенно напряженная ситуация сложилась в «пограничных» зонах с жилой и общественной застройкой. Так, экологические последствия от одних только поверхностных стоков, при отсутствии ливневых коллекторов, или от «фильтрации» канализационных сетей полувековой давности несложно себе представить. Кроме того, данная застройка располагается на въездах в города, что создает проблемы в создании положительного образа, города, региона, туристической привлекательности и исторически устоявшегося бренда Крыма как экологического и лечебного курорта.
 
Известно, что фактически в ГК зафиксирована пассивная роль градостроительства в пространственной организации территорий, а деятельностный аспект определен в виде реализаций мероприятий программ, федеральных, региональных или муниципальных властей (ст.26 ГкР РФ). Здесь одним из вопросов застройки в целом является вопрос мотивации владельцев и эксплуатирующих организаций в приведении территорий, зданий, сооружений в соответствии с современными требованиями. Рядовой момент – ст.36 р.8 и р.9 ГрК РФ (от 29.12.2004 №190-Ф3 ред. От 29.07.2017) – это коллизия, в которой имеется мотивация владельца участка или объекта капстроительства ничего не делать, с одной стороны, а р.10 не дает весомых оснований для практики административно – правового воздействия, с другой стороны.
 
(ст.36 «Градостроительный регламент» в силу с 11.08.2017) часть 8. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев,…»
 
Часть 9. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства, может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом).
 
Подобная ситуация складывается и с нормированием плотностных характеристик, и с разрешенными видами деятельности в жилой застройке «приграничных» зон, и с ограничениями хозяйственной деятельности…
 
Устойчивое развитие города и региона казалось бы невозможно, если отсутствует добровольная согласованность экономических интересов бизнеса, общества и государства. Но, как показывает московская практика последних лет, локальные задачи развития в пределах определенного периода времени вполне могут решаться и в режиме принуждения действия, если они скоординированы и обеспечены конкретным адресным регулированием. А вот научная неразработанность, отсутствие надежных методик, апробированных путей решения и пр. – это неизбежные атрибуты всего нового. Поэтому сегодня актуальным вопросом является создание, например, Центра или Агентства градостроительного (территориального) развития городов и муниципальных районов Крыма. Новому времени нужна новая идеология!
 
В свое время подобным центром была Научная часть, Комплексная Научно – Проектная мастерская (КНПМ) института «КрымНИИпроект». С учетом результатов научно – исследовательской деятельности и прикладных работ разрабатывались рекомендации для проектировщиков, адаптировались типовые проекты иногородних организаций к местным условиям, а также готовились материалы обоснования для решений региональных органов власти.
 
Особенностью работы КНПМ является комплексный подход междисциплинарных и межведомственных исследований в сотрудничестве с ведущими институтами страны. Результаты работы использовались органами местной власти для подготовки стратегических документов социально – экономического развития Крыма и вплоть до решений по номенклатуре приоритетных типов жилых домов массового строительства с учетом перспектив материально – технической базы и социологической «картинки» населения в конкретных городах. В тех условиях «ручного» управления, консультации ведущих специалистов института с чиновниками управленческого аппарата, как правило, представляли собой и «коугинг», и «дримкетинг», наверное, и «брекетинг», что было весьма полезным для обеих сторон!
 
Сегодня очевидно, что образовался «вакуум» стратегической региональной архитектурно – градостроительной идеи и модели развития, например, формирования «образа региона» или «крымского стиля», или чего – либо подобного. В итоге дефицит идеологической составляющей ведет к неизбежной потере идентичности бренда (англ. Brand identity) Крыма среди регионов РФ. Попытка тактического «оживления» общественных пространств, заимствование готовых архетипов застройки, планировочных приемов, типологии зданий – это «пожарные» методы «тактического действия» для снятия остроты проблем. А стратегическое развитие включает в себя регулярное изучение, постоянный мониторинг, скоординированность стратегического и тактического планирования регулирования и т.д., и т.п. в соответствии с региональной Идеей. А возобновление научно – исследовательской деятельности, направленной на разработку новых идей, методов, технологий современного градостроительства, позволит через 5-10 лет создать реально лучшую практику архитектурно – градостроительной деятельности в России.
 
Авторы: Олег Иванов, Игорь Кононов
 
 
 
 
 
 
Читайте по этой теме далее:
 
Госсовет Республики Крым принял закон о создании архитектурно-планировочных зон
 
В особо определенных зонах крымским правительством можно будет устанавливать в их границах запрет на строительство и реконструкцию объектов
 
 
 
Госсовет Республики Крым принял закон о создании архитектурно-планировочных зон.
 
Проект закона Республики Крым "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории"
Действующая редакция: 07.07.2017
Государственный совет Республики Крым принял в первом и втором чтениях закон "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории". На состоявшемся 7 июля 2017г. внеочередном пленарном заседании крымского парламента за данный документ проголосовали 63 депутата из 65, принявших участие в голосовании.
 
Закон определяет, что зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории является зоной с особыми условиями использования территории, включающая земли, земельные участки  и расположенные  на  них объекты недвижимого имущества, в границах которой устанавливается особый правовой режим ее использования. При этом учитываются ее историко-культурная, экологическая и  рекреационная ценность, а также перспектива градостроительного развития.
 
Решение о создании архитектурно-планировочной зоны (АПЗ) принимает Совет министров РК на основании соответствующего заключения Архитектурно-градостроительного совета Крыма. Границы АПЗ могут определяться границами соответствующего муниципального образования.
 
Согласно закону, Совет министров принимает решение о признании расположенных в архитектурно-планировочной зоне объектов  капстроительства и иных объектов самовольной постройкой, а также решение о сносе этих построек. 
 
Также в рамках АПЗ правительство Республики принимает решение о проведении плановых и внеплановых проверок земель и расположенных на них объектов недвижимости, согласовывает генеральные планы, правила землепользования и застройки и т.д. 
 
В границах архитектурно-планировочной зоны могут быть установлены повышающие коэффициенты к размеру платы за пользование земельными участками и объектами недвижимого имущества. 
 
Кроме того, закон предусматривает изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в границах АПЗ, если земельный участок необходим для размещения объекта федерального, регионального или  местного значения, обеспечивающего реализацию государственных задач в области развития социальной инфраструктуры. 
 
Как отмечается в пояснительной записке к документу, принятие закона позволит урегулировать проблемы, связанные с обеспечением единого подхода к архитектурно-планировочному виду и планировке застроенной или предполагаемой к застройке территории, а также использованием территорий в соответствии с их историко-культурной, природной и рекреационной ценностью и перспективным градостроительным развитием.
 
 
 
 
 
 
В особо определенных зонах крымским правительством можно будет устанавливать в их границах запрет на строительство.
 
В Госсовете Крыма принят в двух чтениях закон, который позволяет Совмину в ручном режиме управлять застройкой населенных пунктов. Правительство республики теперь будет само решать, что и на какой улице можно строить, а что сносить. Кроме того, появляется и новый термин: Архитектурно-планировочная зона.  
 
Официально документ называется «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории». Внес его сам глава Совмина Крыма Сергей Аксенов. По словам главы Госсовета Владимира Константинова, законопроект «направлен на выработку единого подхода к архитектурно-планировочному виду и планировке застроенной или предполагаемой к застройке территории».
 
Документ должен помочь навести порядок в хаотичной застройке полуострова. Тем более что такое распоряжение давал сам Владимир Путин.
 
Все вопросы будут решаться теперь через Архитектурно-градостроительный совет Крыма. Сначала его члены будут вносить предложение определить ту или иную территорию как архитектурно-планировочную зону. Затем представители разных министерств (экономического развития, транспорта, экологии и других) должны решить, давать такой статус земле или нет.
 
Согласно закону, теперь можно будет устанавливать в границах зон запрет на строительство, на реконструкцию объектов. Чиновники из Совмина также смогут обсуждать комплексное развитие земель, возможность изъятия участков для государственных или муниципальных нужд, принимать решения о признании объекта самовольной постройкой.
 
Последний пункт особенно интересен тем, что по информации от одного из депутатов госсовета, всем, кто согласится добровольно снести самострой, дадут компенсацию — как это произошло с шалманами крымских татар на Ай-Петри. 
 
При Украине хозяева этих зданий строили, что считали нужным, занося предварительно пухлые конверты чиновникам. При России часть построек хотят снести, так как этого требует российское законодательство. Если нарушителям будут давать компенсацию, то можно убрать с крымской земли здания, числящиеся гаражами или спасательными пунктами.
 
По словам ряда депутатов Госсовета, этот закон поможет навести порядок. 
 
Напомним, что несколько месяцев назад в Госсовете прошел первое чтение закон депутата Игоря Буданова, фактически отдающего все права распоряжаться землей ООПТ муниципалитетам. С ними проще договориться строить коттеджи в лесу или отели в заповеднике. Остальные земли, видимо, теперь достанутся Совмину. Ведь именно чиновники министерств будут принимать решения по застройке городов.
 
Таким образом, можно сделать вывод, что совмин и депутаты поделили зоны строительной активности: первые контролируют города, вторые — охраняемые зоны в них. 
 
 
 

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий